Новости компании

В каких случаях требуется проведение транспортно-экономических изысканий?

В каких случаях требуется проведение транспортно-экономических изысканий

При проектировании новых жилых кварталов, торговых центров или деловых комплексов одной из самых частых проблем становится транспорт. Пробки у въезда, нехватка парковочных мест, конфликты между потоками, жалобы жителей — всё это последствия того, что транспортные решения принимаются без достаточного анализа.

Транспортно-экономические изыскания — инструмент, который позволяет избежать таких рисков ещё на ранней стадии проекта. Однако в реальности у девелоперов часто возникает вопрос: в каких случаях они действительно обязательны, а когда можно обойтись без них?

Что такое транспортно-экономические изыскания

Транспортно-экономические изыскания (ТЭИ) — это аналитическая работа, которая позволяет c одной стороны оценить, как новый объект повлияет на транспортную ситуацию, а с другой – рассчитать его оптимальные параметры. Для проведения ТЭИ требует создать математическую модель всей территории вблизи строящегося объекта чтобы определить, где формируются точки притяжения транспортного спроса, а также их развитие и изменение в будущем.

ТЭИ позволяют заказчику оценить:

  • Уровни загрузки движением основных сетей улиц и дорог – потребуется ли строительство сразу 4-6 полос движения, или для Вашего объекта достаточно и 2-полосной дороги?
  • Уровни загрузки движением основных узлов – потребуют ли городские власти расширять перекрёстки, устраивать дополнительные полосы на подходе к перекрёсткам?
  • Влияние планировочных решений на уровни загрузки – можно ли устраивать парковки вдоль проезжей части, а также нужно ли делать заездные карманы для автобусов?
  • Транспортные потоки на выездах из объекта – достаточно ли одного или запроектированные парковки требует двух и более?

Ответы на эти вопросы не просто влияют на «детали проекта», а определяют ширину красных линий улиц и полос отвода дорог – те квадратные метры земли, которыми застройщик так дорожит и использует для развития.

Опытный и профессиональный транспортный инженер знает как предусмотреть этапность строительства так, чтобы сэкономить средства застройщика и при этом соблюсти требования городских властей к уровню транспортного обслуживания территории.

Результаты ТЭИ ложатся в основу проектов планировки территории, проектной документации улиц и дорог, проектов организации дорожного движения (ПОДД), мастерпланов и просто схем транспортного обслуживания.

Когда проведение ТЭИ необходимо

Требования об обязательном обосновании проектных решений на основании ТЭИ могут быть разными в зависимости от региона и стадии проектирования. Общий тренд для всей России – переход от «формального» рассмотрения ТЭИ – просто проверки наличия отчёта – к реальному и детальному анализу моделей для принятия градостроительных и проектных решений.

Есть несколько типовых случаев, когда без транспортно-экономических изысканий не обойтись:

1. Разработка проекта планировки территории.

Проект планировки (ППТ) устанавливает красные линии – границы территорий общего пользования, на которых, помимо прочего, размещаются в том числе и улицы. Для обоснования возможности разместить улицу в установленных красных линиях нужна панировка- а обоснование планировки требует ТЭИ. К тому же, ТЭИ также позволяют оценить и обосновать принятую проектом очередность строительства через транспортные решения.

2. Разработка проекта планировки линейного объекта.

ППТ линейного объекта также устанавливает красные линии и зону планируемого размещения линейного объекта. Такие решения необходимо обосновывать планировочными решениями на каждом этапе строительства улицы, что также требует проведения ТЭИ.

3. Разработка проектной документации улицы или дороги.

ТЭИ требуются для определения перспективной интенсивности движения транспорта на планируемом объекте. Перспективная интенсивность, с учётом поправки на перспективный состав транспортных средств используется для разработки разделов охраны окружающей среды, расчёта конструкции дорожной одежды, а также обоснования необходимости устройства или отказа от шумозащитных экранов. Также ТЭИ используются для разработки раздела технических средств организации дорожного движения – определения фаз светофорного движения.

4. Архитектурно-градостроительный потенциал территории.

В состав альбома архитектурно-градостроительного потенциала развития территории, который рассматривается градостроительной комиссией Санкт-Петербурга обязательно должны быть включены ТЭИ как обоснование «перечня предложений по развитию улично-дорожной сети в целях обеспечения проектов жилищного строительства объектами инженерно-транспортной инфраструктуры».

Моделирование транспортных потоков часто оказывается дополнительным весомым аргументом для обоснования решений в любом проекте, который предусматривает строительство объектов капитального строительства.

Почему требования к изысканиям часто неочевидны

Даже опытные девелоперы нередко сталкиваются с ситуацией, когда разные органы предъявляют противоречивые требования. Где-то требуют сделать моделирование на дату ввода в эксплуатацию, где-то еще и на перспективу в 20 лет, а где-то на 24 года. Где-то нужно моделировать пешеходное движение, а где-то достаточно обосновать ширину проезжей части.

Причина проста: регламенты фрагментарны и зависят от возможности исполнительного органа моделирование проверить, а также от стадии проекта.

Если сильно упростить и ориентироваться на обязательные требования:

  • На этапе ППТ нужны ТЭИ на дату ввода объекта в эксплуатацию, на перспективу в 20 лет от ввода, а также на каждый этап строительства (если этапов больше, чем 1). Такие ТЭИ делаются в соответствии с ОДМ 218.2.020-2012.
  • На этапе ПД нужны ТЭИ на дату ввода объекта в эксплуатацию, на перспективу в 24 года. Такие ТЭИ делаются в соответствии с ГОСТ Р 71404-2024 и ГОСТ Р 50597-2017.

Трудоемкость расчётов и, как следствие, их стоимость зависит от числа дат, на которые нужно сделать расчёты. Чем больше расчётных периодов требуется, тем выше трудоёмкость и стоимость работ. На каждую дату нужно оценить не только ТЭПы размещаемого объекта и развитие всей зоны тяготения – что успеет построиться, открыться, измениться. Модель на 2029 год и на 2030 год серьезно отличаются. Застройщик может серьезно переплатить, если будет менять даты для расчётов в процессе работ.

Как УДС-Проект помогает девелоперам

Компания УДС-Проект выполняет полный комплекс проектирования от проекта планировки и до рабочей документации. Мы знаем требования городских властей к ТЭИ на каждой стадии проектирования и позволяет заказчику сократить расходы за счет комплексного подхода.

Наши градостроители и инженеры работают в связке, а руководители проектов знают, как выполнить ТЭИ корректно и избежать избыточных требований со стороны согласующих органов.

Мы помогаем девелоперам:

  • определить необходимость проведения ТЭИ именно для вашего объекта;
  • подготовить техзадание, соответствующее требованиям органов согласования;
  • провести расчёты и моделирование с учётом планируемой застройки;
  • включить результаты в ППТ, ПД или ПОДД.

Итог

Транспортно-экономические изыскания — не формальность, а инструмент защиты инвестиций.

Понимание транспортных последствий проекта на ранней стадии позволяет избежать дорогостоящих переделок, ускорить согласования и сделать проект более устойчивым с точки зрения городской среды.

Если вы планируете новый жилой квартал, торговый центр или реконструкцию улицы — свяжитесь с УДС-Проект, чтобы заранее определить, нужны ли вашему объекту транспортно-экономические изыскания и в каком объёме.
Made on
Tilda